Бескрайняя желтая пустыня… Палящее солнце. Медленно тянется к неведомому оазису караван верблюдов… Вот, пожалуй, наиболее типичная картина, предстоящая в воображении при упоминание слова «караван». И как часто появление вереницы верблюдов на наших экранах сопровождается бурей восторгов, рождает чувство романтики. Ведь, верблюд для нас - животное экзотическое, далекое. Говоря, «для нас» я имею в виду и не без сожаления, молодое поколение нашей республики, которое видело живого верблюда разве, что в зоопарке. В этом отношении представителям старшего поколения повезло больше. В своих рассказах они часто упоминают о верблюдах, предстающих как один из элементов естественно-исторического фона до и послереволюционного времени. С верблюдом связано немало топонимов, сказаний и поверий, наскальных и скульптурных изображений. Сказывают, что мугам «Джахаргах» был создан под созвучие и ритм колокольчиков, звон которых сопровождал караван на протяжении всего его пути. Александр Дюма, впервые услышав звон караванных колокольчиков, уподобил его чарующей музыке. А в симфоническом полотне С. Гаджибекова «Караван» ярко отразилась вера и любовь народа к этим животным.
Обратимся к некоторым научным данным. В природе существует два вида верблюдов: одногорбый «дромедар» и двугорбый «бактриан». Первоначальной родиной и ареалом обитания дромадеров считается Аравия и Северная Африка. Одомашнение и распространение этого вида относится к достижениям семитской культуры. Что касается бактрианов, то исследователи считают его результатом монголо-тюркской культуры. О распространение этого вида на Кавказе говорят археологические находки, относящиеся к концу третьего тысячелетия до нашей эры. А наиболее древние находки остеологического характера, сделанные в Туркмении и в Южном Азербайджане, относятся к концу эпохи энеолита.
В азербайджанском языке существует ряд традиционно сложившихся названий различных видов верблюдов: так, например, верблюд – дромедар называется «лек», верблюдица – «арвана»; двугорбый верблюд называется «бугур», а верблюдица «хачамая». Гибриды, полученные в результате комбинированных скрещиваний, называются «нер», «нермая», «песерекмая», «балхы», «джаргармая» и т.д.
Верблюд - очень чувствительное, внимательное и можно сказать, принципиальное животное. Ему свойственна удивительная способность улавливать настроения хозяина и сопереживать с ним. Верблюд может чувствовать смерть хозяина, даже находясь на изрядном расстоянии от дома. В случаях, когда верблюд теряет хозяина или своего верблюжонка, он издает душераздирающий плач, впадает в состояние подавленности, переживает «стресс» и еще долгое время не может забыть этого события. Также тонко и чувствительно реагирует верблюд и на малейшее проявление грубости и жестокости по отношению к себе, особенно, если его ударили по глазу. В этом случае он очень злопамятен, мстителен и помнит обиду до конца своей жизни.
До последней четверти XX века торговые отношения с соседними странами осуществлялись у нас при помощи караванов. Обычно караван состоял из 30-40 верблюдов. За караваном присматривали погонщики, а руководил им карванбаши. Раз пройденный путь верблюды никогда уже не забывают. Порой случалось, что караванщик «сарван» в поисках короткого пути терял ориентацию. Тогда он отвязывал впереди идущего верблюда и тот с легкостью находил правильный путь. Поэтому и осталась поговорка «Karvanı sarvan əyər», ("Сбился с пути караван - в том виноват лишь сарван"). Верблюд с поклажей весом в 400-500 кг может проходит в день 90-100 км. Он продолжительное время может обходиться без корма и воды. Основной рацион его составляют верблюжья колючка, чертополох, мать-и-мачеха, солончаки. Потомство верблюды начинают давать с трехлетнего возраста раз в два года. За свою жизнь верблюдица может дать 15-20 верблюжат, вес которых при рождении составляет 35-40 кг. Верблюды увеличиваются в весе до 6-7 лет. Так к 4-5 месяцам жизни верблюжонок весит 140-160 кг, к 8-9 месяцам - 180-200 кг. Годовалые стригуны достигают в весе 220-270 кг. Взрослый, 3-4 летний верблюд весит в среднем 900 кг, а гибрид бактриана с дромадером достигает в весе 1300 кг и более. По своим ценным качествам верблюжье мясо превосходит мясо крупнорогатого скота. Да и в экономическом отношении оно имеет ряд преимуществ. Обратимся хотя бы к такой цифре: центнер верблюжьего мяса во всесоюзном масштабе обходится в 126,6 рубля, что намного меньше производства мяса крупнорогатых животных. А гутабы и тефтели из верблюжьего мяса издавна снискали славу азербайджанской кухне.
Верблюд превосходит крупнорогатых и в продуктивности молока. Период доение у верблюдов длится в среднем 18 месяцев. За один такой период арвана может дать около 4500 литров молока. А жир, который накапливает верблюд в своем горбу, по своему качеству приравнивается коровьему маслу.
Говоря, о народно-хозяйственном значение верблюдов, нельзя не отметить и такую немаловажную сферу, как производство шерсти. Верблюд дает шерсти больше, чем овца, и потерь от нее меньше. Так если после промывки и прочесывания овечьей шерсти остается в чистом виде 36-50% сырья, то после верблюжьей 70-95%. А в год верблюд дает в среднем 15-16 кг шерсти. Рекордная цифра составляет 21 кг. Добавим еще одно: верблюжья шерсть ценится выше шерсти тонкорунных овец.
Верблюжье мясо, молоко, жир, шерсть исстари широко применялись в народной медицине при лечении желтухи, сахарного диабета, кашля, желудочно-кишечных заболеваний, туберкулеза, простуды, ревматизма. Жир является ценным ингредиентом для изготовления косметических средств и ценится на мировых рынках на вес золота. Югославские ученые уже наладили производство лечебно-косметических препаратов, основу которых составляет жир верблюжьего молока. Сожженная верблюжья шерсть помогает приостановить кровотечение. Верблюжьи кожу и кости использовали в кожевенном деле и в ювелирном искусстве.
Факт утраты верблюдами своего назначения, как грузо-транспортного средства вполне понятен и оправдан. Но ведь есть еще огромная народнохозяйственная польза от верблюдоводства. С проведением во второй четверти XIX века Закавказской железной дороги, нефтепроводов, строительством шоссейных дорог пришла в упадок вся отрасль верблюдоводства. В настоящее время в нашей республике нет специализированных верблюдоводческих совхозов. Конечно, вряд ли можно назвать таковым овцеводческое хозяйство в селе Гобу Абшеронского района, в котором насчитывается 127 верблюдов, да и тех чабаны используют для перевозки грузов.
А теперь давайте, представим себе растянувшиеся на десятки тысяч гектаров засоленные территории нашей республики, малопригодные для земледелия и выпаса крупного и мелкого рогатого скота. И по составу почвы и по произрастающей на ней растительности эту территорию (а к ним относится Гобустан, Ширван, Абшерон, Джабраил, Девечи) можно использовать в качестве пастбищ для верблюдов. А бывалые верблюдоводы, проживающие в Шамахинском , Агджабединском, Джабраиловском и в других районах республики, могут помочь дельным советом. Казалось бы, все факты и доводы говорят в пользу решения этой проблемы. И вывод здесь один: да, в республике имеются все благоприятные условия, все возможности для возрождения и развития верблюдоводства.
В последнее время проблемы верблюдоводства находят отражения и в научных исследованиях. Большую работу в этом направлении ведет научный сотрудник института Истории Академии Наук, этнограф Халаддин Халилов, который и сообщил нам все эти интересные факты и сведения о верблюдах и значение верблюдоводства. Собранные им в результате многолетних исследований и изысканий факты в научно обоснованном виде и привели к мысли, что верблюдоводство может стать важным и доходным звеном в народнохозяйственный цепи нашей республики. Вопрос о возможности, необходимости и перспективах развития верблюдоводства в нашем регионе поднимался Х.Халиловым на страницах республиканской печати. 1 февраля 1984 года Госплан республики принял специальное постановление о создании в республике верблюдоводческой отрасли. Постановление было передано соответствующему министерству. Однако дела за этим не последовало.
В прошлом году Госплан предложил Госагропрому республики разработать план мероприятий по расширению и развитию в республике верблюдоводства. В ответном письме Госагропром республики сообщил следующее: если завести из других республик (имеются в виду Среднеазиатские) несколько десятков верблюдов и прибавить их к тем 127 верблюдам, которые имеются в Гобинском совхозе, то в будущем развитие верблюдоводства в республике станет делом возможным. После повторного выступления ученого Госагропром совместно с Госпланом республики принял решение о претворение этой задачи в жизнь и поставил вопрос перед Госпланом СССР.
И так, есть предположение, есть научно и экономическое обоснованные факты. Теперь дело за заинтересованными организациями. Успешное решение вопроса будет означать еще один вклад Академии Наук в решение важных народнохозяйственных задач. И одной из таких задач на нынешнем этапе является реализация Продовольственной программы, огромную роль в которой могло бы сыграть верблюдоводства. Ведь за этим словом сотни и тысячи килограммов мяса, молока, жира, шерсти. А если учесть, что капиталовложение размером в 25 тысяч рублей дадут 250 тысяч рублей дохода, то и огромная прибыль.
И понятно, что в лице этих животных мы теряем не только экзотику…